вторник, 6 сентября 2016 г.

О вводящей в заблуждение рекламе - нарушении бизнес-этики

    По мотивам поднятого в Facebook вопроса родилась позиция в отношении рекламы (и более широкого понятия "продвижение") вообще (т.е. в тех компаниях, где работают ИБшники) и на рынке ИБ в частности. 
    В классическом определении у продвижения может быть 3 задачи

  1. Повышение узнаваемости бренда.
  2. Привлечение новых клиентов (лидов).
  3. Выявление новых потребностей у клиентов (opportunities).

    Повышение узнаваемости бренда это отдельная тема, именно рекламой его добиться проблематично, тут есть другие инструменты. Однако, реклама вполне хорошо работает для привлечения новых клиентов и иногда справляется с выявлением новых потребностей.
    Посмотрим, как работает привлечение новых клиентов. У клиента появляется некая проблема либо четкая потребность, он случайно либо целенаправленно находит потенциального бизнес-партнера через рекламный канал (допустим, обьявление Яндекс.Директ, которым пользуется, например, PointLane). Клиент рассматривает сайт, если его устраивает описание нужного продукта (или просто сайт впечатляет) - клиент пишет на контактный адрес эл. почты. Если компания вовремя отреагировала на запрос - начинает проработка сделки - выяснение конкретной задачи, наполнения возможной сделки, сроков, бюджетов, финансовых условий (лизинг, отсрочка платежа и т.п.).
    В таком процессе 2 возможных точки для введения клиента в заблуждение:

  1. Первоначальный рекламный носитель (тот же Яндекс.Директ). Например "Мы обеспечиваем ИБ 50% банков ТОП-50". Вспоминаем условия банков и телекомоператоров с их мелкими шрифтами (в приложении к ИБ - проекты могли быть реализованы еще 10 лет назад, компетенции давно разбежались, обеспечение ИБ сводилось к продаже токенов).
  2. Описание конкретного продукта или опыта работы с продуктом. Например "Наш продукт защищает от целевых атак". Аналогично, вспоминаем ритейлеров и какое нибудь желе "со вкусом смородины" (в приложении к ИБ - защищает от 5% целевых атак, защищает да только по каналу email, защищает от проникновения но не знает что такое callback к управляющему серверу, защищает выявляя но не смеет блокировать, защищает так медленно что никто не рискут ставить в разрыв - бизнес обидится на тормоза).
    Вводящая в заблуждение реклама обычная практика на рынке ИБ. Вызвана она не столько желанием продать любой ценой* сколько ограниченностью рекламных площадей (ну не впихнуть в квадратик обьявления даташит или вайтпейпер) и давлением по времени, мешающим клиенту точно сформулировать, а компании верифицировать бизнес-задачу и требования к ее решению. Кстати, на рынках телекома, финансовом и розничной торговли ситуация примерно та же - ведь в принципе каждый может купить себе колбасу любого качества, главное не лениться смотреть на состав и понимать что качество стоит денег.

*по крайней мере у крупных игроков, у которых за счет госзаказа бизнес-ситуация лучше чем у большинства коммерческих компаний в экономике и есть существенное количество компетенций (десятки специалистов с средним опытом в ИБ 8+ лет).

Комментариев нет:

Отправить комментарий