среда, 18 февраля 2015 г.

Пути эволюции системного интегратора

    Со времени последнего обдумывания миссии системного интегратора прошло несколько месяцев, и стало понятно, что так или иначе системные интеграторы будут меняться. Конечно, самым простым и логичным путем кажется "выкупить" 80-90% специалистов востребованных практик и пользуясь монопольным положениям диктовать рынку свои условия, но в текущих экономических условиях акционеры не готовы финансировать столь "длинные" мероприятия с спорным эффектом - ведь повышение цен на определенный вид проектов может привести к изменению их экономики и, соответственно, спроса на них.

    Поэтому рассмотрим более сложные и менее рискованные для инвестиций акционеров варианты. Сразу вкратце опишем не очень интересные финансовые - покупка практик клиентом, покупка вендором, покупка другим интегратором\консультантом - варианты понятны и предсказуемы при условии снижения цен на компетенции.
    "Нефинансовых" самостоятельных вариантов развития на данный момент вижу 4:

  1. "Бодишоп" (пример - Luxoft, EPAM, Big4) - классический консалтерский вариант набора людей под проект. Подразумевает усиление кадровых служб в компонентах удержания ключевых специалистов, ускоренного обучения, работы с молодыми специалистами и в быстром наборе. Аналогично реальному миру снижает "затоваренность" компетенциями т.е. позволяет повысить выработку на человека.
  2. "Вендор" (пример - Элвис+) - миграция в вендорскую модель. Подразумевает инвестиции в разработку продуктов, либо тиражирование успешних клиентских практик. Позволяет лучше масштабировать бизнес и строить более гибкую модель затрат. Риски и возможный финансовый эффект "затоваривания" специалистами в разы меньше, в силу намного меньшей потребности в них >> принципиально меньших затрат на ФОТ.
  3. "EPC-подрядчик" (пример - Техносерв) - специализация в сторону сложных технологий. Подразумевает реализацию больших инжиниринговых ("больше чем ИТ") проектов. Позволяет получать более высокую маржу за счет миграции в сектора с более высоким входным барьером (фактически меньшей конкуренцией).
  4. "Бизнес-услуги" (пример - Accenture) - специализация в сторону аутсорсинга ИТ и бизнес-процессов. Подразумевает резкое увеличение штата, максимальную автоматизацию внутренних процессов и снижение затрат на одного сотрудника. Позволяет диверсифицировать выручку, выйти на новые клиентские сегменты, увеличить выручку с одного клиента и повысить стабильность выручки за счет постоянного притока средств клиентов (смена бизнеса с проектного на сервисный).
    Конечно, вероятны и смешанные варианты (строго говоря Accenture как раз такой - 1 + 4), но эти 4 видятся магистральными путями развития. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий