Говоря о таком сложном и комплексном явлении как киберпреступность в России нельзя не упомянуть следующие факторы:
- Предпосылки существования (экономическая ситуация, уровень технического образования, инвестиционный климат и рынок труда)
- Инфраструктура поддержки киберпреступности
- Нормативная база и конкретные мероприятия по снижению уровня преступности
И если первые 2 вопроса уже глубоко раскрыты (как и мной в презентации на UISG 5, так и людьми из Group-IB везде где только возможно:), то вот третий более интересен. А именно - а выгодно ли государству проводить действительно массовые мероприятия против киберпреступности?
Сперва рассмотрим минусы киберпреступности:
- Ухудшение общего (generic) имиджа страны
- Повышение транзакционных издержек через потери граждан РФ от киберпреступности
- Снижение уровня правовой культуры => повышение уровня транзакционных издержек
- Паника в обществе => повышение транзакционных издержек + небольшое понижение доверия к власти
Но есть и обьективные плюсы;)
- Стратегическое сдерживание вероятного противника в киберпространстве по модели рейнджеров (которую я предлагал ранее), тем более что у него уже 66-88 тысяч кибербезопасников под ружьем
- Повышение привлекательности страны для ИТ-инвесторов через осознание факта наличия качественного человеческого капитала (как минимум - образованного;)
- Повышение транзакционных издержек за границей
Исходя из вышесказанного оптимальной стратегией может быть:
- Снижение транзакционных издержек у себя (условно - за операции в РФ наказываем, а операции за границей игнорируем)
- Снижение паники в обществе через отвлечение общества на другие вопросы (то же регулирование Интернета;)
- Продолжение курса на создание идеологии "мы против них" и "по рунету не работаю"
Не удивлюсь, если где-нибудь на Лубянке в маленьком кабинете сидит усталый майор и анализирует - какие активности киберпреступности стране выгодно пресекать а какие нет. А потом на места идет разнарядка - "вот таких садить!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий