понедельник, 7 декабря 2015 г.

Как не учесть риск и остаться без бонуса

    Жили-были 3 ИТ-компании Альфа (30 Мрлд руб. оборота), Бета (60 Мрлд) и Гамма (90 Мрлд). Все 3 внедряли и разрабатывали продукты, предоставляли ИТ-сервисы и услуги по заказной разработке, в чем-то была сильнее Альфа, в чем-то Бета или Гамма. Но одно их всех роднило - коммерсанты не получали оговоренный за выполнение плана продаж бонус во всех троих. По рынку ходила соответствующая слава, и вроде бы все ок - ведь бонусы не платили все, а значит идти особо было некуда и конкуренция была "честная".
    В накладе были только коммерсанты, которые не получали бонус. Однако бонусов не было не просто так. Одной из проблем проданных коммерсантами проектов были проектные риски. Стремясь продать побольше и побыстрее коммерческие подразделения стремились максимально ужать себестоимость, т.е. отказаться от финансирования любых проектных рисков. Но как не бывает проектов без рисков так и не было проекта, у которого хотя бы один риск не сработал. В итоге «ехали» сроки, превышался бюджет, и это бумерангом било по коммерческим подразделениям, ведь все затраты в итоге распределялись на их бюджеты. Бюджеты терпели-терпели, и тратили предназначенные для бонусов коммерсантам деньги на пост-фактум закрытие проектных рисков. А коммерсанты, отказываясь формально принять риски,  не имели потом информации для понимания реальных причин невыплаты бонусов. Так и винили во всем "жадных акционеров".
    История наша выдуманная (хоть и по мотивам реальных потерь бонусов коммерсантами), но учит трем простым истинам, которые крайне важно донести бизнесу при обсуждении рисков:
  1. Риски могут быть только у бизнеса, ведь бизнес создает\покупает и использует информационные активы и сервисы.
  2. Игнорирование риска не приведет к тому что он исчезнет. "Страусиная" политика не работает.
  3. Не оставив следы не найдешь концов и не извлечешь уроки.

    Очень простые истины, но крайне полезные для всех, желающих получить бонус иначе чем "по велению судьбы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий