среда, 14 октября 2015 г.

Экономика потребления: Что общего между контролем депозитов, информации и IDM

    Услуга по хранению денег (депозит) была и будет одной из самых понятных любом человеку, в том числе лицам принимающим решения. Равно как и другой "шкурный" вопрос (пенсии, дети, инфляция, цены). Следующий пример я использую как иллюстрацию для далеких от ИБ людей зачем нужно контролировать информационные потоки?*


    Итак, банк (а вернее его розничный блок - B2C) привлекает депозиты у населения. Допустим, под 15%. Банку нужно отдавать ежемесячно проценты. А что бы отдавать проценты нужно куда-то деньги разместить - где-то заработать еще больше, что бы хватило и клиенту отдать, и свои расходы покрыть, и акционеру дивиденд выплатить.
    Классический вариант - дать кредит другим физическим лицам, пусть под 30%. 15% отдаем за депозит, 5% за риск, 5% расходы - остальное акционеру и на развитие. Однако у такого варианта есть минимум 3 недостатка

  1. 5% акционеру как-то мало, ему проще положить деньги на депозит в другой банк
  2. За 5% нашим банкирам нормальный бонус не дадут
  3. Выдача кредитов физическим лицам требует развития процессов и инфраструктуры
    И возникает мысль инвестировать деньги в что-то более прибыльное и менее затратное по инфраструктуре (уже в корпоративном блоке - B2B). Например, инвестировать в недвижимость, тем более что дело-то "безрисковое", ведь залог же недвижимость, да еще "в центре города миллионника", "в золотой Московской области". А потом в залогах оказывается
  • будка обходчика
  • 300 метров земли на юго-юго-восток от столба
  • проходная завода
  • и железнодорожный тупик.  
    А если залог у нас нормальный, то часто оказывается 
  • застройщик банкротнулся
  • целевое предназначение земли все еще с\х
  • новая местная власть противодействует стройке 
  • и этот недострой уже 10 лет на морозе стоит в Новосибирске и сегодня-завтра рухнет людям на головы. 
    Все примеры, увы, реальные из банка ТОП-10. И деньги потеряны. И даже в таких крупных банках не хватает контроля зарабатывает ли корпоративный блок достаточно что бы отдать одолженные у розничного деньги вместе с обещанными клиентам процентами. 
    В информационной безопасности все так же - есть созданная подразделениями информация, и без надлежащего контроля она очень быстро расползется сперва по организации а потом и утечет вовне. И информация клиентов, персонала и других заинтересованных лиц, вместе с трудом собирающих эту информацию подразделений станет для организации менее полезной. 

    Среди известных мне методик контроля наиболее эффективной является управление доступом, когда владелец ресурса согласовывает предоставление доступа к его информационному ресурсу. Если бы розничные блоки активно использовали такой же "финансовый IDM" - на банковском рынке было бы гораздо меньше проблем, а девелоперы наоборот ходили бы грустные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий